234х200-IVD.gif

Получите грант

раздел главного внештатного специалиста

клинические рекомендации

Партнеры

Разработан новый диагностический метод на основе молекулярного «портрета здоровья» человека

02.05.2023

Молекулярный портрет – это динамический набор белков и нуклеиновых кислот (биомакромолекул), которые отражают протекающие в организме процессы, в том числе – могут сигнализировать о развивающейся патологии. Такой молекулярный портрет человека сформировали биоинформатики на базе Института биомедицинской химии (ИБМХ) имени В.Н. Ореховича при помощи масс-спектрометрических измерений плазмы крови человека.

Создать общий молекулярный портрет, выполняющий роль стандарта здорового человека, стало возможным при помощи уникальной научной установки «Авогадро» – единственного в России комплекса молекулярных детекторов для исследования биосистем на уровне единичных молекул. Прибор позволил обнаружить единичные биомакромолекулы, исследовать их физико-химические и функциональные свойства и оценить вклад каждой биомакромолекулы в функционирование системы в целом.

В результате экспериментов ученым ИБМХ удалось определить группу белков, которые формируют своеобразный эталонный стандартный набор, характерный для здорового человека, – этот протеин и был взят за референс. Отклонение же от референса может сигнализировать о дебютирующем заболевании и стать поводом для корректировки образа жизни, питания и других факторов с целью профилактики развития патологии.
Сходство индивидуального портрета с общим оценивается математическими алгоритмами. В результате система анализа выдает рекомендацию по корректировке образа жизни с учетом индивидуальных особенностей человека», — комментирует заведующая лабораторией анализа постгеномных данных Екатерина Ильгисонис.

В отличие от традиционно применяемых в клинической диагностике антительных методов (например, ИФА), новый подход может регистрировать фрагменты белков – пептиды, а также позволяет определить не только факт наличия белков в биоматериале, но и их количество, то есть является более точным методом и позволяет заранее предупредить о начале развития серьезных заболеваний.

Результаты исследования опубликованы в журнале International Journal of Molecular Sciences (MDPI).